психология бизнесаОтечественные руководители не стремятся финансировать обучение персонала. Редкий управленец изъявляет желание передавать наработанный годами опыт вновь прибывшим сотрудникам, инструктируя о правилах переговоров с клиентами и раскрывая технологии продаж. Увенчались ли успехом такие попытки? Критический показатель текучести кадров и поголовное дилетантство вместо профессионализма говорят что нет.

Одной из наиболее эффективных практик, получивших признание по всему миру, является тренинг.

Тренинг (trainв переводе с английского – тренировать) — метод передачи знаний от учителя ученику в активном режиме, направленный на обретение знаний, умений и навыков.

Когда тренинг будет иметь эффект? Если желаемый результат — это получение актуальной информации и практическое применение обретенных знаний.

Данная форма обучения предполагает сочетание кратких тематических семинаров и самостоятельную практическую отработку навыков. В процессе взаимодействия с группой (8-15 человек), тренер побуждает участников к самостоятельному поиску решения задач. Такой эффект известен как «озарение», когда слушатель курса понимает причину проблемы и знает как ее решить.

Тренинг – форма обучения в интерактивном режиме. В ходе командной, ролевой игры, мозговых штурмов и провокаций, обучаемые приобретают навыки, могут дать оценку своим действиям «со стороны» и обменяться итогами самостоятельной работы.

Значение тренингов в современной бизнес-сфере

Стремительно меняющийся рынок требует от своих участников профессиональной подготовки и не прощает ошибок. Интуитивный менеджмент здесь уже не будет иметь эффекта. Если вчера рынок готов был потребить все, что ему предлагают, то сегодня он привередлив и избирателен. «Поймать волну» сможет владеющий технологиями: менеджмент, маркетинг, PR.

Каким бы дорогостоящим и престижным не был ВУЗ, должного уровня практических навыков он не даст. В помощь нуждающимся – тренинг – самый быстрый и эффективный метод профессионального и личностного роста.

В рамках бизнес-тренинга, участники пытаются решить ситуации, возникающие в ходе трудовой деятельности. За процессом внимательно наблюдает тренер, помогая зафиксировать «полезную» модель поведения.

Тренинг может рассматриваться в разных аспектах:

  1. Тренинг-дрессировка. Положительное подкрепление формирует правильную реакцию на те или иные события, отрицательное – стирает ошибочную.
  2. Тренинг-тренировка. Формируются, закрепляются и отрабатываются умения и навыки.
  3. Тренинг-метод самореализации. В рамках занятий участники находят свои «слабые» стороны и прилагают усилия для устранения собственных психологических барьеров.

Практические методики тренингов

  • Деловая игра — тренер моделирует проблемную ситуацию, характерную для данного направления профессиональной деятельности, группа предпринимает попытки к ее решению.
  • Кейс – задача, требующая решения. Практикуются индивидуальные и групповые кейсы. Задача – анализ имеющейся информации, выявление истоков проблемы, формирование программы действий.
  • Ролевая игра – каждый участник играет роль с целью погружения в проблему и поиска ее решения изнутри.
  • Групповая дискуссия – анализ проблемной ситуации силами всех членов группы. Виды: структурированная – тренер выступает в роли ведущего, задавая вопросы конкретным участникам, выдвигая темы для обсуждения; неструктурированная – процесс обсуждения касается только членов группы. 
  • Мозговой штурм – признанный эффективный метод стимулирования активности и развития творческого потенциала. На первом этапе участники предлагают идеи, ограничений нет, учитываются даже фантастические и нереальные предложения. Второй этап предусматривает выбор наиболее удачных идей, возможно, их доработка с целью применения на практике.

По статистике, до 85% материала, полученного в рамках тренинга, забывается его участниками в течение года. Сотрудники активно используют лишь 10-20% знаний.

В чем причина? Возможно, итоги курса не оправдали ожиданий слушателей, а тематический курс тренинга не соответствовал реальной потребности в обучении и т.д.

Для «закрепления» эффекта от тренингов, специалисты практикуют посттренинговое сопровождение. Это прогрессивная схема работы с персоналом, нацеленная на поддержание положительного эффекта от тренингов. Программа обеспечивает применение в ежедневной профессиональной деятельности знаний и умений, полученных на занятиях.

Форма проведения посттренингов – мастерская, коучинг, наставничество, дистанционный курс, электронная переписка с тренером и т.д.

Получение актуальных профессиональных навыков сотрудниками – залог прибыльности и рентабельности бизнеса.

Заказать консультацию